Серии насосных агрегатов Т и AТ включают в себя линейные сдвоенные насосные агрегаты, в которых две одноступенчатые центробежные насосные головки моноблочной конструкции установлены в одном общем корпусе насосного агрегата.
Камеры насосов гидравлически разделены с помощью простого невозвратного клапана. Насосные головки могут работать как в режиме независимой работы в одиночку, так и в режиме параллельной работы обоих головок. В технических данных на насосы указывается производительность в режиме работы в одиночку. Новая серия насосных агрегатов Т должна заменить насосы серии AТ, раньше всего это обновление произойдет в насосных агрегатах меньших типоразмеров. В данном каталоге в качестве новых изделий представлены насосные агрегаты серии Т типоразмеров Dу 32 – Dу 80. Для одиночных и для сдвоенных насосов с типоразмерами не более Dу 150 предельные установочные размеры совпадают при одинаковой нагрузке и одинаковом типе насоса. Это обеспечивает легкость замены одиночного насоса на сдвоенный агрегат и наоборот.
Области применения
Насосы серий Т и AТ изготовляются из чугуна, и сконструированы для работы с чистыми неагрессивными жидкостями, включая воду для отопления и для первичного контура в системе снабжения горячей водой, а также воду в системах охлаждения и линиях охлажденной или конденсатной воды. Сдвоенные насосы применяют в тех случаях, когда требуется обеспечить высокую степень безопасности и длительную непрерывную работу насоса. Использование насосных головок разных типоразмеров в сдвоенном насосном агрегате дает возможность ступенчато регулировать подачу насоса. Это является полезным в таких системах, где требуется также работа насоса вхолостую.
Поля характеристик насосов
Конструкция насосной установки
Насос
Насосы серий Т и AТ являются вертикальными, одноступенчатыми центробежными насосами с двумя насосными головками, оборудованными электродвигателями “сухого” типа. Рабочее колесо насосной головки устанавливается прямо на валу двигателя (без дополнительных муфтовых соединений). Несколько типов насосов серии АТ (-1082 -1154) имеют различное направление вращения для одной и для другой насосной головки, то есть, рабочие колеса левой и правой головок не являются взаимозаменяемыми. Две камеры в корпусе насосного агрегата гидравлически разделены между собой невозвратным клапаном с шибером, с целью не допустить повторной циркуляции жидкости через соседнюю неработающую насосную головку. Это шиберное устройство не является заменой невозвратному клапану, необходимому в системе циркуляции жидкости. Попеременная работа насосных головок легко может быть автоматизирована, поскольку в насосном агрегате отсутствуют какие-либо дополнительные клапаны, которые надо было бы открывать или закрывать.
Электродвигатель
Электродвигатели в насосных установках серий Т- и AТ- являются полностью закрытыми короткозамкнутыми электродвигателями с вентиляторным охлаждением, размеры и конструкция которых рассчитаны специально для работы в насосных установках. Конструкция двигателей гарантирует их высокий КПД и бесшумную работу и подходит для работы с преобразователями частоты.
Рабочее напряжение: | 400/230 В, 50 Гц, 3-фазный ток | < 4 кВт |
690/400 В, 50Гц, 3-фазный ток | 4 кВт и более | |
Класс защиты корпуса | IP 54 | 4 кВт и более (1000, 1500 об/мин) |
IP 55 | 5,5 кВт и более (3000 об/мин) | |
Класс изоляции | F | |
Режим работы | S1 | |
Окружающая температура | +45 |
По заказу клиента могут быть поставлены двигатели с другими рабочими напряжениями (напр. однофазные) и другими техническими условиями.
Фланцы
Размеры фланцев у насосных установок серий Т- и AТ- соответствуют стандартам ISO 7005. На обоих фланцах у насосов имеются выводы для подключения манометра, резьба Gј. Фланцы диаметром 200 мм и более поставляются на номинальное давление PN 16 и PN 10, последнее из них (PN 10) является стандартным. По заказу, фланцы могут быть также выполнены в соответствии с другими стандартами.
Уплотнения валов
В качестве уплотнений валов в насосах серий Т- и AТ- применяются необслуживаемые одинарные механические (торцовые) уплотнения с резиновыми сильфонами. Насосы могут быть оснащены также и другими типами уплотнений, такими, которые наиболее подходят для работы с различными жидкостями и при различных температурах. Пожалуйста, ознакомьтесь с возможными вариантами конструкции уплотнения на следующих далее страницах.
Варианты исполнения: материалы корпуса и уплотнений
Примечание: EPDM – каучук на основе сополимера этилена, пропилена и диена; NBR – нитрильный каучук.
Стандарты на используемые материалы
Окраска
Насосы окрашиваются в соответствии с финским стандартом SFS 5873, A80/2 Fe Sa2. Цвет отделочного покрытия – красный, RAL 3000. По заказу насосы могут быть выполнены со специальным покрытием.
Классификация по температурам и давлениям
Максимальное рабочее давление 10 бар | серии T и AT |
Максимальная температура жидкости –15…+120оС | серии T и AT (для рабочего колеса из Noryl макс. +100оС) |
Конструкция уплотнений
Стандартная конструкция
Одинарное механическое уплотнение вала с высокоэластичным сильфоном, графит по керамике или карбиду кремния. Макс. рабочая температура +120 оС в течение короткого времени. Уплотнения стандартной конструкции подходят также для работы с гликолем и другими холодными жидкими смесями в системах подачи охлажденной воды. Рекомендуется использование пропиленгликоля при максимальном его содержании 50 %.
Возвратная циркуляция (внутренний контур затворной жидкости)
Уплотнение вала аналогично описанному выше. Макс. рабочая температура +120 оС. Через трубку, отходящую от нагнетательного фланца к камере уплотнения, осуществляется циркуляция затворной жидкости, с целью обеспечить охлаждение и смазку уплотнения вала. Доступно для фланцев с типоразмерами Dу 50…250. Применяется в системах горячего водоснабжения.
Внешний контур затворной жидкости
Уплотнение вала, как описано выше. Затворная жидкость подается в уплотнение в тупик от внешнего источника давления, а не от фланца насоса. Доступно для фланцев с типоразмерами Dу 50…250. Применяется для работы с суспензиями и кристаллизующимися растворами.
Способы использования
Запасной насос или попеременная работа насосов
Этот вариант основан на сдвоенном насосе с двумя двигателями одинаковой мощности, что представляет собой наиболее распространённый вариант. В то время как один из двигателей приводит в действие свою насосную головку, другой из них – выключен и находится в резерве. При программированном автоматическом режиме работы агрегата резервный блок может быть включен сразу, как только работающий блок остановится, например, из-за срабатывания защиты двигателя. Оптимальная работа насосного агрегата достигается при смене работающего блока через равные промежутки времени, при этом обе насосные головки эксплуатируются одинаковое количество часов и остаются в одинаковом техническом состоянии. Попеременная работа может быть организована с помощью таймера, например, с недельным промежутком между переключениями.
Работа агрегата в зависимости от требуемого расхода жидкости
При работе в таком режиме в насосном агрегате используются насосы разных типоразмеров. Более крупный насос используется только во время высоких нагрузок в пиковый период, в то время как малый насос работает постоянно при более низкой нормальной нагрузке. Такой подход позволяет экономить на эксплуатационных расходах, и при этом можно избежать дросселирования (= шума) более крупного одиночного насоса. Функция резервного насоса с применением автоматизации может быть использована с определенными ограничениями. Среди обычных данных, вводимых в качестве информации для управления работой агрегата, – температура, давление или разность давлений, время.
Параллельная работа насосных головок
При таком варианте эксплуатации оба насоса имеют равную производительность и используются вместе при более высокой рабочей нагрузке. Эта конструкция может быть использована как альтернатива одиночному линейному насосу. Рабочая точка, достигаемая при параллельной работе обеих насосных головок, определяется как комбинация характеристик насосов и эксплуатационной кривой самой системы. Технические данные, характеризующие параллельную работу, будут высланы в ответ на Ваш запрос. Такой агрегат является подходящим для работы в условиях, когда требуется создание высокого статического давления, например, при перекачивании жидкости из одной цистерны в другую, находящуюся на более высоком уровне. Параллельный режим работы позволяет выбирать двигатели меньшего типоразмера, что, в свою очередь, ведет к уменьшению размеров и стоимости других электрических деталей системы.
Встроенный преобразователь частоты и автоматизированная попеременная работа
Приводы с изменяемой скоростью вращения, т. е. электродвигатели с преобразователями частоты – это наилучшее решение для всех тех случаев, когда необходимо регулировать производительность и снижать потребление электроэнергии. Есть два пути создать такую систему со сдвоенным насосным агрегатом: первый – использовать отдельный узел преобразователя частоты, второй – использовать насосные головки со встроенными преобразователями частоты. Отдельные типы насосов серии АТ и Т могут поставляться со встроенными преобразователями частоты. При любом из двух описанных способов средства управления попеременной работой насосных головок могут без труда быть добавлены в набор аппаратуры для управления частотой. Для многих видов работ такую конструкцию, в которой одна насосная головка поставляется с приводом с переменной скоростью вращения вала, а другая имеет привод с постоянной скоростью, можно рекомендовать как наилучшее решение.
Установка насоса
Монтаж
Проектируя и осуществляя установку насоса в систему, следует обратить внимание на следующее:
- Вокруг насоса должно быть оставлено достаточно места для работ по обслуживанию и проверке насоса
- Над двигателем должен оставаться зазор, достаточный для того, чтобы узел электродвигателя можно было поднять и удалить из корпуса насоса
- Для более тяжелых насосов может потребоваться дополнительное пространство для размещения подъемных устройств
- Отсечные клапаны должны иметься с обоих концов насосной установки
- Следует обеспечить шумовую и вибрационную изоляцию, а также достаточную жесткость трубопровода, несущего на себе насос.
Расположение узла электродвигателя и соединительной коробки может быть изменено путем отсоединения узла электродвигателя от корпуса насоса и последующей установки его в нужное положение.
Фундамент
Линейные насосы Колмекс можно монтировать как в горизонтальных, так и в вертикальных конфигурациях трубопровода (в зависимости от размера двигателя), при этом должна быть обеспечена возможность удалять воздух из секций трубопровода, находящихся поблизости от насоса, прежде, чем насос будет запущен. Насосы небольших размеров могут устанавливаться без фундаментной плиты как горизонтально, так и вертикально, но двигатель ни в каком случае не должен опускаться ниже горизонтальной плоскости. Более тяжелые и крупные насосы должны устанавливаться на фундаментной плите и с валом насоса в вертикальном положении. Более тяжелые насосные установки (Dу80 и более или с двигателями мощностью более 1,5 кВт) должны устанавливаться на бетонном постаменте, имеющем вес, примерно, в 1,5 – 2 раза больший, чем вес насоса. Фундамент должен быть изолирован от других элементов окружающей конструкции с помощью антивибрационного основания (плита из резины или пробки толщиной 20 мм), с целью предотвратить распространение шума.
Детали насосной установки и ее техническое обслуживание
Перечень деталей
- 1 - Электродвигатель
- 2 - Корпус насоса
- 3 - Рабочее колесо
- 5 - Фланец уплотнения
- 8 - Фундаментная плита
- 16 - Крышка шиберного устройства
- 24 - Гайка/Болт
- 25 - Шайба
- 26 - Шпонка
- 40 - Механическое уплотнение вала
- 43 - V-образное уплотнительное кольцо (не входит в стандартный комплект)
- 50 - О-кольцо/Прокладка
- 60 - Гайка/Болт
- 65 - Болт
- 67 - Болт
- 93 - Шиберное устройство
- 94 - Штифт шибера
- 86 - Трубка (в серии ALH)
Заглушка для технического обслуживания
Одна или обе насосные головки могут быть заменены через заглушку для техобслуживания. Это – уплотнительный фланец-заглушка, специфичный для каждого сдвоенного насосного агрегата, который может быть отдельно заказан позднее, как запасная часть, при необходимости, либо поставлен сразу вместе с насосом. При этом одна насосная головка может быть удалена для ремонта, в то время как другая насосная головка будет использоваться для выполнения работы.